Воронежская область
У каждого специалиста есть ключевые компетенции — совокупность полномочий, прав и обязанностей. Сегодня мы постараемся разобраться, какими же компетенциями необходимо обладать HR-менеджеру, рекрутеру и специалисту отдела кадров.
Лариса ЯЦКОВА, HR-менеджер ГК «Интер Лоджистикс Групп»:
— HR-менеджер — это руководитель, стратег и политик. Прежде всего, он должен быть экспертом в своей области, хорошо знать эффективные инструменты и технологии управления персоналом. Ведь в своей работе ему приходится анализировать информацию; разрабатывать внутренние документы организации (локальные акты); организовывать корпоративные мероприятия; внедрять новые методики в работу персонала; осуществлять правильную постановку задач подчиненным в плане подбора, отбора, найма и адаптации новых сотрудников и т.д.
Если в компании ведется работа по формированию кадрового резерва, её непременно координирует HR-менеджер или директор по персоналу.
Не каждая организация может позволить себе корпоративного бизнес-тренера, поэтому именно на HR-менеджера возлагаются обязанности по обучению и развитию персонала. Поэтому специалист должен уметь разрабатывать и внедрять системы обучения для сотрудников.
Еще одна важная составляющая работы HR-а — создание систем мотивации и развития, в т.ч. внедрение индивидуальных мотивационных пакетов (различные доплаты, премии, бонусы и т.д.).
Работа с системой льгот и привилегий также часто ложится на плечи HR-менеджера. В частности, приходится осуществлять поддержание, мониторинг и обновление социального пакета.
Кроме того, в число ключевых компетенций HR-менеджера входит подготовка и проведение ротации персонала, а также контроль оформления документов в соответствии с ТК РФ.
И, пожалуй, самое главное. HR-менеджер должен быть лидером, способным брать ответственность за результат командной работы.
Анастасия ТИМОШИНОВА, рекрутер ГК «АГРОЭКО»:
— Часто рекрутеров называют менеджерами по персоналу, консультантами или специалистами по подбору, однако, сути это не меняет. Представитель этой профессии должен уметь работать в команде, иметь склонность к профессиональному совершенствованию, обладать аналитическим мышлением, быть организованным и клиентоориентированным. Разберем некоторые из них более подробно.
Чтобы состояться в профессии, рекрутер должен постоянно учиться: делать выводы из допущенных ошибок, обобщать опыт коллег, перенимать навыки и новые технологии. Быть в курсе тенденций рынка труда, постоянно расширять кругозор в рамках сферы рекрутинга, в которой ведется работа. Иными словами, если приходится часто и много подбирать для сферы продаж, нужно знать, её специфику, особенности: какие вообще бывают специалисты (менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами, мерчендайзеры, супервайзеры, торговые агенты и т. д.); какие зарплаты предлагают конкуренты; кому действительно нужно платить «выше рынка», чтобы не допустить текучки кадров.
Осуществляя поиск кандидатов на вакансии, пользоваться не только привычными инструментами, например, базами резюме на сайтах по трудоустройству и банком данных службы занятости, но и профессиональными форумами, блогами, социальными сетями. Важно посещать отраслевые выставки, конференции, участниками которых становятся потенциальные кандидаты. И, пожалуй, самое важное — профессиональный рекрутер делится навыками, знаниями и секретами работы со своими коллегами, ориентируясь на достижение общей цели.
Алевтина МАКОГОНОВА, специалист отдела кадров компании «Цитадель»:
— Отдел кадров выполняет важную роль: контролирует и учитывает весь персонал организации. Найм, увольнение, перемещение любого сотрудника должны быть документально оформлены, в соответствии с ТК РФ, такая работа требует сосредоточенности, внимательности и исполнительности.
На первом месте, среди ключевых компетенций специалиста отдела кадров, — опыт работы по специальности. Также необходимы: настойчивость в достижении цели, стрессоустойчивость, высокая трудоспособность, ориентация на поиск необходимой информации, хорошие коммуникативные навыки, открытость к контактам, высокая адаптивность в новой среде, внимание к деталям, скрупулезный труд, способность работать с однообразной информацией, обрабатывать большой поток информации.
Успешность специалиста определяют следующие параметры: своевременность предоставления запрашиваемой информации; отсутствие ошибок в кадровых документах; выполнение установленного объема работы; соответствие срокам обработки кадровой информации.
К техническим компетенциям специалиста отдела кадров можно отнести: знания ПК (на уровне пользователя), в частности, MS Office и специальных программ, например, «1С: Зарплата и Кадры; работа с информационными системами «Гарант» и «Консультант Плюс»; умелое обращение с оргтехникой (факс, ксерокс, сканер).
Важность работы кадровика очевидна, нарушение трудового законодательства ведет к наложению административного штрафа. К примеру, для юридических лиц он составляет от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Наши эксперты изложили основные компетенции для специалистов сферы «HR/Кадры/Подбор персонала», но всё же очень хочется добавить следующее.
Высокопрофессиональный специалист осознает необходимость формирования и поддержания своего имиджа на рынке труда, используя в своей работе PR-технологии:
активно взаимодействует со средствами массовой информации, позиционируя себя как лидера мнений;
участвует в работе профессиональных сообществ, будь то HR-клуб в виде ежемесячных встреч коллег-единомышленников;
публикует авторские статьи и заметки; принимает активное участие в обсуждении насущных вопросов в рамках форумов сети Интернет.
Авралы на работе будут всегда, как и текучка кадров, такова специфика деятельности. Важно найти себя в профессии и состояться в ней на все 100%, чтобы по-настоящему ощутить себя счастливым.
Подготовила Надежда БРЕДИХИНА