Воронежская область
Плох тот рекрутер, который не мечтает стать директором по персоналу. Но каждому ли это по плечу? Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать специалист, чтобы претендовать на высшую ступень карьерной лестницы в HR-сфере? Об этом и поговорим вместе с нашим экспертом Ларисой Яцковой, директором по персоналу Группы компаний «MIRACLE».
Есть масса профессий, в которых можно достичь определенного успеха, не имея высшего образования. Однако специалист в области управления персоналом к их числу не относится. Чтобы стать HR-директором, желательно иметь высшее образование по одному из направлений: экономика, психология, юриспруденция или управление персоналом.
— Первое мое образование — педагогическое, в 2004 году я закончила Воронежский государственный педагогический университет, отделение «Экономика, иностранный язык», исторический факультет, — рассказывает о себе Лариса ЯЦКОВА. — Параллельно я училась на отделении «Социальная педагогика», факультет философии и психологии этого же вуза. Будучи студенткой четвертого курса, я стала работать в должности помощника инженера по кадрам. Эту работу я получила благодаря успешной стажировке во время летних каникул. Тогда в зону моей ответственности входили: кадровое делопроизводство и первичный отбор кандидатов (телефонный скрининг). Меня настолько увлек рабочий процесс, что я решила совмещать учебу в университете с работой в HR-сфере. Сразу после получения диплома о высшем образовании меня ждал карьерный рост. Я заняла должность заместителя начальника отдела кадров. Компания росла, увеличивались управленческие задачи, и я пришла к выводу, что мне не хватает дополнительного профильного образования в области HR. Чтобы восполнить недостающие знания, я прошла профессиональную переподготовку в Российском государственном социальном университете на факультете социального управления и социологии по специальности «Управление персоналом».
Отметим: чем больше знаний в арсенале кадровика, тем больше у него шансов сделать успешную карьеру. К примеру, любому HR-директору нужно иметь представление об управлении финансами, устройстве бизнеса в целом, организационном проектировании.
— Знания в области экономики мне пригодились при разработке и внедрении мотивационных схем, расчетах заработной платы, а также для анализа рынка труда, при составлении штатного расписания, — уточняет наш эксперт. — Иностранный язык позволяет приобщаться к международному опыту, посещая профильные выставки, конференции, семинары; читать профессиональные статьи иностранных коллег на зарубежных Интернет-сайтах. Тем же, кто мечтает о карьере в компании с иностранным капиталом, знания английского просто необходимы.
В педагогическом университете меня научили делать методические разработки, полученные знания оказались бесценными. Обучение сотрудников — неотъемлемая часть любого бизнеса.
Стандартные требования к директору по персоналу выглядят следующим образом: высшее образование (желательно - управление персоналом); опыт работы в HR более 5 лет, в том числе в качестве руководителя; владение современными технологиями управления персоналом; хорошие коммуникативные навыки, способность к разрешению конфликтных ситуаций, знание трудового законодательства.
— Мой общий стаж работы в сфере управления персоналом составляет более одиннадцати лет, — рассказывает Лариса. — Последние девять лет я занимаю исключительно руководящие посты. В настоящий момент я работаю директором по персоналу в Группе компаний «MIRACLE» - это крупная компания федерального уровня по производству профессионального оборудования для видеонаблюдения, партнерская сеть включает более 90 городов по России и СНГ.
Специалист в области управления персоналом должен обладать набором основных характерных черт, присущих данной профессии. В первую очередь, это коммуникабельность, уверенность в себе, беспристрастность и ориентация на результат.
— Самое главное, что должно отличать HR-менеджера — это доброта, проницательность и развитая интуиция, умение непринужденно общаться с самыми разными людьми, — считает наш эксперт. — Очень важен организаторский талант, умение хорошо наладить работу внутри коллектива. Не последнее место в этом списке занимают работоспособность и ответственность.
Ну и конечно, профессионал в HR-сфере должен всегда держать руку на пульсе: обладать всеми профессиональными компетенциями, знать мировые тенденции обучения и развития персонала, стремиться к экспертной позиции.
— Чтобы соответствовать своей профессии, каждый квартал я стараюсь повышать свою квалификацию на семинарах и курсах по трудовому праву и кадровому делопроизводству, — продолжает Лариса Яцкова. — Актуальные знания в сфере поиска, отбора, адаптации, оценки, обучения и мотивации персонала я получаю на специальных тренингах, семинарах и мастер-классах, причем не только в Воронеже, но и в других городах России. Чем выше статус HR-менеджера в компании, тем выше должна быть его профессиональная компетенция, соответственно, это постоянное саморазвитие.
Заработная плата директора по персоналу в Воронеже колеблется от 14000 до 100000 руб. Согласитесь, есть к чему стремиться…
— Соискатели без опыта работы или с опытом работы менее 1 года, работая в качестве единственного менеджера по персоналу в компании, могут рассчитывать на зарплату от 14000 до 18000 руб., — делится своими наблюдениями наш эксперт. — На более высокий оклад, скажем, от 20000 до 30000 руб. могут претендовать соискатели, которые имеют опыт работы более 2-х лет в качестве HR-менеджера с опытом составления локально-нормативных актов, знанием современных инструментов оценки, адаптации, мотивации персонала. Более высокого уровня дохода достигают кандидаты с дополнительным образованием в сфере управления персоналом, опытом подбора топ-специалистов и специалистов редких профессий, опытом разработки и внедрения систем адаптации, мотивации, обучения, аттестации персонала.
Учитесь, работайте, не бойтесь новых проектов, порой кажущихся нереально сложными! И тогда блестящая карьера вам обеспечена!
Надежда БРЕДИХИНА